Дефектоскопы и путеизмерители


В каждом метрополитене есть вагоны, служащие для проверки состояния пути и других систем. Например, в московском метро есть два дефектоскопа, два путеизмерителя и один вагон-лаборатория, в петербургском - один дефектоскоп и один путеизмеритель, и т.д. Составы с этими спецвагонами объезжают заданные дя них (каждому - свои) линии по определенному графику.

    Дефектоскопы

Дефектоскоп - специальный вагон, внутри и под днищем которого размещено оборудование для ультразвукового контроля целостности рельсового пути.
В московском метро, как говорилось выше, есть два дефектоскопа. Первый - № 9425 приписан к электродепо "Красная Пресня". Он был переоборудован из промежуточного номерного вагона (модель 81-714) и в 1995 году пришел на смену вагону-дефектоскопу 1031 типа А (ныне 1031 стоит на той же канаве, что и 9425, возможно, в будущем он будет отправлен в музей подвижного состава метро). Кузов вагона окрашен в красный (внизу) и желтый (вверху) цвета, крыша коричневая, подоконный пояс жесткости белый, на борту надписи "9425" и "дефектоскоп" и наклонная полоса золотого цвета с логотипом фирмы "ТВЕМА" - на этом предприятии, занимающемся изготовлением дефектоскопного оборудования, 9425 проходил ремонт (где-то около 2002 г.); до ремонта этой полосы не было. Окна в дверях закрашены желтой краской, остальные окна не закрашены и закрыты решеткой. Скорость дефектоскопа с включенными датчиками ограничена 50 км/ч, поэтому состав с дефектоскопом всегда "кладёт" (сбивает) график движения той линии, которую проверяет. Этот вагон не имеет постоянных вагонов сопровождения, его включают в состав из резервных вагонов по схеме NNNN-nnnn-9425-nnnn-NNNN или NNNN-9425 nnnn-nnnn-nnnn-NNNN(NNNN- головной вагон сопровождения, nnnn - промежуточный) или (очень редко, если нет резервных вагонов) в грузовой поезд депо "Красная Пресня": 9222-7225-9425-9158ср. Он обслуживает Сокольническую, Арбатско-Покровскую, Филевскую, Кольцевую и Таганско-Краснопресненскую линии. Работает обычно каждый второй рабочий день в непиковые часы..

Второй московский дефектоскоп (9279) обитает в депо "Владыкино". Этот вагон - возможно, единственный безмоторный головной вагон в метрополитенах бывшего СССР, что довольно дико выглядит, но тем не менее оправдано - головной вагон-дефектоскоп способен дальше "залезть" в оборотный тупик, таким образом, пути тупика не нужно проверять ночью при помощи дефектоскопных тележек. Моторы у 9279, 9425 и других проверяющих путь вагонов удалены именно для того, чтобы на их место поставить оборудование(датчики). Внешне он почти ничем не отличается от обычного вагона модели 81-717, только у него не 6, а 4 фары в двух застекленных отсеках - это один из двух последних в Москве номерных-подстекольников(второй подстекольник - 8416 из грузового состава депо "Варшавское"). В кабине вместо таблички с указанием конечной станции написано "дефектоскоп", такая же табличка есть под лобовым стеклом в кабине вагона 9210 - второй головы этого спецсостава. Дефектоскоп 9279 работает в составе 9279-9643-7486-7533-9210 и обслуживает Замоскворецкую, Калужско-Рижскую, Калининскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Люблинскую и Каховскую линии. График работы почти такой же, как у дефектоскопа 9425 .

Любой проверочный состав, как известно, нарушает график движения на той линии, которую проверяет, и потому чем меньше спецпоездов, тем лучше для диспетчеров и прочих людей, ответственных за этот самый график. В петербургском метро для решения этой проблемы сделали "ход конем" - дефектоскоп и путеизмеритель ходят там в одном составе: 3740-3861-001-003-6039-3932. Гнездится сие чудо в депо "Московское". 001 - путемер, 003 - дефектоскоп, оба эти вагона - типа Ем, когда их переоборудовали в спецвагоны, им сменили бортовые номера (003 изначально носил номер 3875). Оба вагона окрашены как все вагоны в Питере - по-номерному, т.е. синие, пояс жесткости белый, на дверях белые полосы, образующие букву V.

    Путеизмерители

Путеизмеритель - вагон с оборудованием, которое фиксирует данные о ширине рельсовой колеи, возвышении одного рельса над другим и др., поступающие от датчиков , установленных на одной из тележек, и выдает их в виде графика наподобие осциллограммы на бумажной ленте. Этот график скатывают в рулон, пакуют в кулечек и отдают в службу пути той линии, где ездил путемер. Так устроен вагон-путеизмеритель № 806, переоборудованный в 1980 году из вагона типа УМ5, работающий в московском метро. Он не имеет двигателей и вообще почти никакой электрики, кроме путеизмерительного оборудования, представляя из себя своеобразный "вагон-удлинитель"(такими "удлинителями" являются все спецвагоны), а потому может ходить в составе с вагонами любых типов (хотелось бы увидеть - 806 с сопровождением из "Русичей" ). У вагона 806 очень интересная судьба. Он приписан к депо "Планерное", ранее принадлежал депо "Фили", потом "Красной Пресне",потом "Новогирееву".Будучи приписанным к Филям, он ходил в составе с вагонами типа Д, причем головным, уже тогда он не имел двигателей и был красного цвета. Переселившись в "Красную Пресню", он лишился приборов для управления составом и вообще всего электрооборудования(ну и, конечно, фар) и стал ходить в составе 0001-####-806-####-0002 (0001, оба #### и 0002 - номерные вагоны, сделанные из собранного пионерами металлолома и назначавшиеся в печально известный поезд "Пионер Кунцева"(#### - автору сайта номер вагона неизвестен)). Потом его передали в "Новогиреево", сопровождение его на тот момент неизвстно. И наконец он попал в "Планерное", где ходил в составе 5564-806-5672-5824 (вагон 5564 - лаборатория сигнализации и связи метрополитена, переоборудованный из вагона типа Еж3, о ней ниже) потом в составе 5564-5667-806-5672-5824 (вагон 5667 был добавлен в состав в 2004 году), и сейчас - 5564-5672-806-5667-5824.

Вагон 806 уникален тремя вещами: это единственный (по крайней мере, в московском метро) вагон типа УМ5 на ходу, самый старый эксплуатируемый вагон в московском метро (в 1995 году перехватил пальму первенства у списанного в этом году дефектоскопа № 1031 типа А), и первый в СССР метровагон с салоном, изначально, на заводе, отделанным пластиком, а не линкрустом. Вагон 806 окрашен в красный цвет, крыша грязного тёмно-синего, пояс жесткости белый, над дверьми и окнами белая полоса, на борту надписи белой краской "806" и "путеизмеритель" (красивая штука этот вагон). Скорость вагона-путемера - не более 60 км/ч. В марте 2007 года на помощь вагону-путемеру 806 пришел его новый "коллега" - путеизмеритель 7374, сооруженнный из пассажирского вагона модели 81-714 депо "Красная Пресня". Вагон 7374 несколько лет стоял поломанный после аварии, потом его отправили на завод фирмы "Твема", где его полностью выпотрошили (остались только кузов и тележки; 7374 теперь тоже безмоторный), установили путеизмерительное оборудование(естественно, новое, цифровое) и провели электрику как у вагонов Еж. Некоторое время 7374 в своем новом качестве простоял в депо "красная Пресня", потом был переведен в депо "Планерное", примерно год проходил обкатки в составе из резервных "ежей" (занятная вещь - номерной вагон в составе из "ёжиков"... хотя 7374 больше не номерной), и наконец стал работать наряду с 806 - очевидно, они работают по очереди. 7374 ходит в составе 5564-5672-7374-5667-5824. Его окраска идентична краснопресненскому дефектоскопу 9425 (красный низ, желтый верх, но крыша не коричневая, а желтая), за исключением надписи "путеизмеритель" на борту. Путемер 806 хотели списать, но не сделали этого. Ветеран 806, возможно, будет отправлен на капремонт и начинен таким же современным оборудованием, как и 7374, ибо московское метро растет и одного путемера стало мало. А может, закончит он свою карьеру в музее ПС метрополитена, причем скорее всего именно как путеизмеритель. До 806 в московском метро был путемер № 1001 типа А, который входил в состав самого первого поезда метро 1-1001, прошедшего по участку Комсомольская - Сокольники в 1934 году (разумеется, тогда 1001 еще был пассажирским).

    Лаборатории СЦБ-АРС

Сразу оговоримся - в этом пункте идет речь о вагонах-лабораториях, ходящих по линиям, а не о стационарных лабораториях, устроенных в сараях из списанных вагонов. В московском метро есть вагон 5564 типа Еж3 (опытный) - лаборатория автоматики и радиосвязи СЦБ. Он внешне отличается от обычного Еж3 только занавесками на окнах и надписями "лаборатория" на борту, кроме того, верхние три фары находятся не в застекленном отсеке, а на поверхности кузова - у всех опытных Е-образных, открывавших свои серии, не было трафаретных отсеков. Внутри фанерными (или ещё какими) листами выгорожена каптерка, в ней находится аппаратура для проверки работы систем СЦБ, АРС и поездной радиосвязи. Состав с путемером и лабораторией первым проезжает по вновь открываемым участкам линий метрополитена, причем перед объездом свежепостроенного участка количество вагонов увеличивают с пяти до длины поездов той линии, на которой находится открываемый участок: когда пускали "Парк Победы", вагонов было 7, "Деловой центр" - 6 (тогда он имел состав 5564-5665-6508-806-5672-5864, 6508 - модерн с ТКЛ и 5665 оттуда же ); делается это для проверки длины платформ открываемой станции, т. е. состав с путеизмерителем служит своеобразной линейкой ; только после обработки данных путеизмерителя и лаборатории там открывается движение пассажирских поездов. Вагон-лаборатория СЦБ-АРС харьковского метро устроена аналогично, но является прицепным и очень занятно окрашен: красный низ, серо-розовый верх.

.......Фотографии путемеров и лабораторий.......

Hosted by uCoz