Как только в метрополитене в связи с его развитием становится больше одного депо, становится целесообразным распределить функции по ремонту частей вагонов между разными депо. И соответственно, нужно эти детали перевозить на ремонт и обратно. Вопрос: на чем? Можно использовать мотовоз с платформой, но из-за того, что ночью ведутся работы по обслуживанию сооружений, а днем мотовозы будут портить пассажирам воздух выхлопами своих дизелей, такое решение не годится. Значит, нужны грузовые составы. В метрополитенах СССР решили не морочиться, и сделать грузовые вагоны из пассажирских - голь на выдумки хитра.
Грузовые поезда предназначаются для служебных перевозок во внепиковые дневные и вечерние часы.
Они состоят, как правило, из трех вагонов, один из которых непосредственно грузовой, а остальные два - вагоны сопровождения . Меньше трех нельзя (не позволяют разрывы контактного рельса на стрелках), больше не нужно. Если вагонов больше, то поезд перегоняет вагоны между депо (перегоняемые отличаются стандартной окраской, тогда как грузовые поезда окрашены в большинстве случаев необычно; о перегонках см. здесь). В грузовые вагоны переоборудуются обычные пассажирские путем частичного срезания крыши и боковых стенок вагона - для возможности загрузки грузов (это тяговые двигатели, колёсные пары, тележки, мотор-компрессоры и другие части от вагонов) краном - и установки внутри салона ленты-транспортера - чтобы перемещать груз в закрытую часть вагона. Конвейер устроен так: на прикреплённой к полу вагона раме установлены две замкнутые цепи, к которым крепятся специальные держатели; их число разное, зависит от типа перевозимого груза. Привод конвеера - от электромотора. Для увеличения вместимости из салона удаляются пассажирские диваны (а зря! ). В месте среза привариваются дополнительные элементы усиления, которые поддерживают жёсткость кузова, предохраняя от деформаций. Размер срезанной части разный, обычно от третьего (считая от кабины) большого окна включительно до конца вагона (например, все московские грузовые, кроме поездов депо "Планерное", "Замоскворецкое" и "Калужское"), или от четвертого дверного проема включительно; однако в киевском метро есть грузовой вагон №3195, у которого удалены все стенки выше ребра жесткости, кроме кабины ; в этом вагоне , естественно, нет конвеера, только подставки для колесных пар. В московском метро тоже был такой вагон - № 804 типа УМ-5, он осуществлял хозяйственные перевозки на территории ЗРЭПСа; только борта его были куда выше. А в петербургском метро грузовые поезда устроены ещё экзотичнее (для москвичей): грузовой вагон является прицепным, не имеет двигателей, а сам состав четырех- или пятивагонный, для погрузки/разгрузки он расцепляется.
Грузовые вагоны сооружаются как из Е-образных (типы Е, Еж, Ем), так и из номерных (модель 81-717(714)). В составе грузовой вагон стоит головным (первым или последним) - для удобства заезда под кран-балку в депо для погрузки и разгрузки. Остальные два вагона (сопровождение) ничем, кроме внешности, не отличаются от пассажирских. Обычно в них полностью или частично закрашены окна, а если в вагоне сопровождения возят оборудование и детали, пролезающие в двери, то сняты сиденья, поручни и др. и установлены столики и шкафы .
В некоторых вагонах есть схемы метро и правила пользования , которые были действительны на момент прекращения их пассажирской эксплуатации.
Свои грузовые составы есть почти у всех депо, наличие грузового поезда зависит, например, от того, какие виды ремонта производит это депо. Также депо может использовать грузовой состав второго депо на этой линии.
В 9 из 15 московских электродепо есть свои грузовые составы. Вот их описание (буквами "cp" отмечен "срезанный" грузовой вагон - без части крыши).
Депо (обозначение) | Грузовой поезд |
"Северное" (ТЧ-1). | Состав 5105-3941-5405cp. |
"Черкизово" (ТЧ-13). | Состав 5141-5142-6223cp. |
"Сокол" (ТЧ-2). | Грузового поезда нет. |
"Измайлово" (ТЧ-3). | Состав 5492-3943-6214cp.     805ср-2407-2399 (до 02.1996; 805 - УМ-5, 2407 и 2399 - Д; 805 и 2399 крашены под вагоны А)     3424-3062-3029ср ( все вагоны - тип Е; )     5396-3424-3029ср ( 5396 - тип Еж; ныне 5396 исполняет обязанности тренажера )     6211-3424-3029ср (до 2000 года; 6211 - тип Ем)     6211-3424-3509ср (до 2002 года; 3509 - тип Е, передан в 2000 году из депо "Северное", 6211 - тип Ем; окраска состава была сине-зеленая с белой полосой)     6211-3424-6214ср (до 2003 г.; 6214 был передан из депо "Свиблово" взамен 3509, порезанного в 2002 году в депо "Сокол")     6211-3943-6214ср (3424, списанный в 2003, стоит и тихо гниет в депо "Замоскворецкое", из к-рого был передан 3943)     5492-3943-6214cp.(6211 был списан в июне 2006, его заменил бывший резервный 5492) Грузовой состав 805-2407-2399 - из вагонов типов УМ-5 и Д (805 - "ближайший родич" 806-го путемера) - был списан и порезан в феврале 1996 г., совсем не исчерпав свой срок службы, лишь из-за того, что его стало нельзя ремонтировать - к тому времени в московском метро не осталось вагонов типа Д. Жалко его... Кстати, вагоны 805 и 2399 были покрашены как вагоны типа А для киносъемок, где они "играли" эти самые Ашки. Вот фотографии, только неважные - измайловский груз перегоняет вагон типа Г |
"Фили" (ТЧ-9). | Грузового поезда нет. |
"Красная Пресня" (ТЧ-4). | Состав 9222-7225-9158cp. Все вагоны - номерные, т.е. головные 9222 и 9158 - модель 81-717(точнее - 81-717.5М), промежуточный 7225 - 81-714.5М . примечание: далее при указании типа 81-717, 81-717.5, 81-717.5М и т. д. будут иметься в виду головные вагоны, подразумевается, что промежуточные - 81-714 с соответствующим индексом. Окраска - обычная для номерных вагонов депо "Красная Пресня" - неяркий синий цвет. Все вагоны прошли капитальный ремонт на ЗРЭПСе. На вагоне 9158 окна около срезанной части закрыты решеткой, номер на борта вагона отколупан. В вагоне 7225 нет диванов, замазаны синим стекла в дверях. В вагоне 9222 замазаны синим все стекла, кроме форточек; дверные проемы закрыты (естественно, изнутри) шкафами для мелких деталей. Двери у всех вагонов, кроме 9222, без белой "буквы Х"; у 9222 на дверях эта буква Х есть (почему не закрасили?). Иногда бывает сопровождением дефектоскопа депо "Красная Пресня". |
"Калужское" (ТЧ-5) | Состав 0129-7993-8718cp. Все вагоны -номерные (81-717.5). Цвет стандартный, стёкла замазаны жёлтой краской, поверх красные надписи "депо Калужское". Во всех вагонах нет диванов. Снаружи на борту жёлтая полоса ниже подоконного пояса, на дверях отсутствует белая "буква Х". |
"Свиблово" (ТЧ-10) | Состав 3678-3645-3256cp. Все вагоны - тип Е, окрашены в цвет номерных , полоса под окнами (не пояс жёсткости! Он такого же цвета, как весь корпус) белая, срез желтый . Также во всех вагонах сохранилась линкрустовая отделка. В "срезанном" 3256 нет конвейера - он не нужен, ибо этот грузовой поезд возит на ремонт в свое депо мотор-компрессоры - в небольшом количестве. Самый красивый груз в московском метро. |
"Планерное" (ТЧ-6) | Состав 3361cp-6145-5544. 3361 - тип Е, 5544 - Еж, 6145 - Ем508т. Вагон № 5544 окрашен как вагоны типа Еж депо "Северное", откуда он и был передан в депо "Планерное" (поработав перед этим в "Филях"), цвет двух других вагонов обычный, как у всех вагонов на Таганско-Краснопресненской линии. В вагоне 3361 сохранился линкруст - оригинальный отделочный материал, применявшийся на вагонах типов от А до Ем - рельефные бумажные обои, покрытые масляной краской. Ранее данный поезд имел состав 3361cp-6145-4760cp и был единственным в Москве грузовым поездом с двумя срезанными вагонами.Правда, 4670 не использовался как грузовой, в нем не было ленты-транспортера, хотя подставки для колесных пар были, даже в той части салона, над которой не была срезана крыша. Над 4760 хорошо повыпендривались в экспериментальных целях: торцевая дверь в нем была заварена, и туда, где она была, установлен пульт управления, в нем было установлено люминесцентное освещение - как в номерных и модернизированных Еж3 ТКЛ (позднее прямо на эти светильники были поставлены обычные белые плафоны), впрочем оно было установлено и в 3361. В ныне списанном 4760 был линкруст. Ныне данный грузовой поезд практически ничем не примечателен. Такую диковинку загубили... |
"Выхино" (ТЧ-11). | Грузового поезда нет. |
"Новогиреево" (ТЧ-12). | Грузового поезда нет. |
"Варшавское" (ТЧ-8) | Состав 8416-7562-8804cp. Все вагоны - номерные(81-717). Вагон 8416 - один из двух последних подстекольников (второй - дефектоскоп 9279) в московском метро; впрочем, у 8416 над лобовым стеклом приделаны дополнительные фары. 8804 тоже был подстекольником, но его фары были переделаны под фары голов типа 81-717.5 . Цвет вагонов 8416 и 7562 серо-синий, 8804 - синий. Окна закрашены белой краской, на дверях белая буква "V". Ниже пояса жесткости проходит серая полоса. |
"Владыкино" (ТЧ-14). | Грузового поезда нет. |
"Печатники" (ТЧ-15). | Грузового поезда нет. |
"Замоскворецкое" (ТЧ-7) | Состав 8715-7877-9053cp. Тип 81-717. Все вагоны окрашены в стандартный вагонов модели 81-717, срез - желтый. Окна и двери закрашены краской. В вагоне 9053 сохранились оригинальные деревянные рамы окон. В вагоне 7877 стоят шкафы. |
.......Фотографии грузовых поездов.......
Депо, не имеющие грузовых составов, осуществляют перевозки грузов либо с использованием имеющегося моторно-рельсового транспорта, либо с привлечением грузового поезда из другого депо. Для транспортировки вагонов к месту ремонта или утилизации иногда может использоваться "чужой" грузовой поезд, но чаще формируется т.н. перегонка.